Цели: показать результаты проведённой в течение года работы, знания и умения детей и продолжать развивать их речь, мышление, внимание и звуковой анализ и синтез, а так же мелкую моторику; воспитывать чувство командной сплочённости и уверенности в свои силы, научить работать сообща, оказывать друг другу помощь, научить слушать друг друга, развивать чувства ответственности перед своей командой.
Оборудование: мультимедийная презентация, мольберты, картинки, разрезная азбука, прищепки.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
- Двигательная
- Игровая
- Речевая
Задачи:
«Речевое развитие»: систематизировать у детей полученные знания на занятиях; развивать грамматический строй речи; обогащать словарный запас, развивать память, речевое внимание, воображение; развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать; развивать фонематический слух, слуховое внимание, проведение звукобуквенного анализа слов.
«Физическое развитие»: вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве, развитие графических навыков, мелкой моторики и чувства ритма.
«Художественно-эстетическое развитие»: развивать интерес к художественному слову, к речи, расширять знания и кругозор.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия, побуждение детей и родителей к активному участию, привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребенком.
Ход викторины
Логопед: - Здравствуйте, уважаемые гости!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Логопед: Итак, с прекрасным настроением и энтузиазмом мы начинаем логопедическую викторину «Умники и умницы», в которой примут участие две команды.
Логопед:
Рано-рано солнце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.
Звучит музыка, заходят дети.
Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Приветствие
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Необычно тем, что будет в виде игры-соревнования. А это значит, что вы должны очень постараться и показать всё, чему научились на логопедических занятиях и что умеете. Начнём? Тогда повторяйте за мной: ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра! Ребята, в нашей викторине пять раундов, в каждом раунде вам предстоит выполнить одно задание, за каждое правильное выполненное задание вы будете получать букву, и в конце мы из букв попробуем прочитать слово.
Представление команд
Логопед: Сегодня в викторине примут участие две команды: «Грамотеи» и «Знатоки»
Приветствие двух команд:
Команды: Всем! Всем! Всем! Начинаем «Умники и Умницы»! Мы пришли на этот праздник
Чтобы не лениться.
На вопросы отвечать, петь и веселиться.
Девиз «Грамотеев»:
«Грамотеям» говорим:
С вами мы сразимся
И так просто не сдадимся.
Девиз «Знатоков»
Шлем пламенный привет,
И от души желаем
Знать правильный ответ.
Логопед: Ваши ответы и задания будут оценивать наше многоуважаемое жюри (заведующая Бордаева С.В., старший воспитатель Четырева Т.А., педагог-психолог Барняева Ш.Х.). Итак, мы начинаем логопедическую викторину «Умники и Умницы»!
Логопед: Проведем разминку в виде вопроса-ответа. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, вы даете правильный ответ, жюри в конце оценивают.
1. Из чего состоит любое сказанное слово?
2. Вопрос детям: что такое звук?
3. Вопрос детям: что такое буква?
4. Общий вопрос: что мы видим, читая книгу?
5. Общий вопрос: какие бывают звуки?
6. Какой гласный звук не может находиться в начале слова?
7. На экране изображено артикуляционное упражнение. Как оно называется?
а) «Чашечка»
б) «Грибок» (+)
в) «Лопаточка»
г) «Поели вкусное варенье»
8. Сколько слогов в словах: «Магазин», «Воспитатель»
9. На что похожа половинка яблока?
10. Может ли курица назвать себя птицей?
Логопед: Молодцы! С разминкой все справились. А сейчас первый раунд.
Логопед: И вот первое задание: перед каждой на столе лежат по 6 картинок. Вы должны проговорить, что на них нарисовано и назвать лишнюю, и объяснить, почему вы так решили. ( Для одной команды лишнее слово будет со звуком[ Л], а для другой- со звуком [Р], затем наоборот).
Участники выполняют задание.
Логопед: Молодцы! И за первое выполненное задание команды получают букву.
Логопед: 2раунд. Следующее задание. Вам нужно определить место звука в словах [Л, Р]. Для этого командам раздаются сигнальные карточки. Затем на экране будут появляться картинки на заданные звуки. Участники выполняют задания.
Логопед: И за это, правильно выполненное задание, команды получают букву.
Логопед: Ну что, продолжим играть? Тогда повторяйте за мной: ру-ру-ру-, ру-ру-ру, продолжаем мы игру!
Логопед: 3 раунд. А следующее задание мы выполним с помощью прищепок. Каждая команда должна назвать слово со звуком /с/(/ш/) (одна команда с одним звуком, а другая – с другим) и прикрепить прищепку к прищепке. У кого цепочка будет длиннее, та команда и победит
Участники выполняют задание.
Логопед: Молодцы, ребята, с заданием все справились.
Логопед: И за это задание команды получают букву.
Физкультминутка (проводится под музыку)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Логопед: 4 раунд. А мы продолжаем. Уважаемые наши участники, вы должны выполнить звукобуквенный анализ слов. (У первой команды слово «Весна», а у второй – «Цветы»)
Участники выполняют задание.
Логопед: Молодцы, ребята, с заданием все справились.
Логопед: И за это задание команды получают букву.
Логопед: 5 раунд. Итак, последнее задание, слушайте внимательно. У каждой команды на столах лежат картинки, вам надо назвать картинки и определить, сколько слогов в названии каждой картинки. Затем, картинки разложить под подходящую схему. Пока наши участники выполняют задания, уважаемые, родители, давайте среди вас проведем экспресс-викторину, я для вас приготовила несколько вопросов.
Логопед: - Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором? (два)
- На берёзе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрело? (нисколько, потому, что ни на берёзе, ни на дубе яблоки не растут
- Огурец разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (два)
- Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади - двух. Сколько шло поросят? (три)
- Сколько в пустом стаканчике земляничек? (0)
- Назовите часть суток, которую я не назову. Слушайте внимательно:
Утро, день, ночь (вечер)
- Назовите время года, которое я не назову:
Осень, зима, лето (весна)
- Назовите день недели, который я пропустила:
Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье (четверг)
- Назовите лишнее слово в ряду:
Один, два, круг, три, четыре, пять (круг)
- Назовите лишнее слово в ряду:
Плюс, минус, пятница, равно, не равно (пятница)
Родителям вручаются ордена «Умники и Умницы»
Логопед: Ребята, молодцы, с последним заданием вы справились. Получайте последнюю букву. Посмотрите, какое слово у нас получилось? (ШКОЛА)
Песня Бориса Заходера «Песенка-азбука» в исполнении участников.
Жюри подводят итоги.
Логопед: Итак, победила дружба! Дорогие, наши участники, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. Я желаю вам больших успехов, чтобы в школе вы учились на «хорошо» и «отлично».
Логопед: Вручает дипломы и ордера «Умник».