Источник: https://skazka.nubex.ru/4963/5283/6660/6690/

«Логопедические игры на кухне»

Психологический настрой

 Давайте с вами представим на время,  что мы забыли наши прежние имена, помним только первую букву. И сейчас попробуем каждый придумать эпитеты-прилагательные на эту букву, но с доброй характеристикой о себе. То, что  вы считаете в своем характере является самым добрым, самым главным.

  Сегодня мы с вами будем говорить о логопедических играх на кухне. Под логопедическими играми мы понимаем любые задания и игры, которые способствуют речевому развитию ребенка, и, конечно же, где, как ни на кухне заниматься с ребенком этими играми. Почему я так думаю?       Потому что на кухне мы проводим большую часть времени. Мы приходим с работы уже темно, и начинаем готовить ужин, а на детей остается мало времени, а заниматься с детьми обязательно надо, поэтому получается, что приятное нужно совмещать с полезным.

    Я вам предлагаю заниматься с детьми именно на кухне и к тому же различных   дидактических материалов на кухне много.

     Все игры делятся на несколько групп. Это игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие слухового восприятия, игры на обогащение словаря и игры на развитие грамматического строя.

   Многие мамы знают, что необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Ведь от того насколько развита мелкая моторика рук зависит напрямую его речь. И многие мамы уже знают, практикуют, занимаясь с детьми на кухне крупами. Занимаетесь? Кто практикует, поднимите руки?

    Как можно играть с крупами? Например, мама готовит ужин, а ребенку в это время можно предложить перебрать крупы. Ребенок в это время и пальчиками позанимается и окажет маме помощь. Можно еще крупы сортировать. Например, я в своей работе использую коробочку с пустыми ячейками по бокам, а в середине заполненная различными крупами большая ячейка. Я прошу ребенка рассортировать крупы по ячейкам. Давайте попробуем.

Также можно предложить ребенку порисовать манкой. Рассыпать манку на поднос или тарелку, и предложите что-нибудь нарисовать пальчиком. Давайте попробуем.

    Также можно предложить ребенку на пластилине выкладывать различные крупы (горох, рис, гречка).

   Можно предложить ребенку сделать вам бусы из макаронных изделий. Давайте попробуем.

     Ну а пока наши мамы нанизывают макаронные изделия на шнурки, я хочу вам предложить упражнение, которое называется «Продолжи предложение». Для примера я взяла стихотворение Даниила  Хамзина «Я захотел устроить бал…». Это автор, который писал как для детей, так и для взрослых. Я читаю предложения,  а вы будете хором его продолжать.

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе... [позвал]

 

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... [пирог]

 

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости.... [не идут]

 

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... [откусил]

 

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту... [съел]

 

Когда же гости подошли,

То даже крошек... [не нашли]

      Итак, можно использовать любое стихотворение, чтобы ребенок его продолжил, а можно составлять предложения самим. Например, мама купила в магазине хлеб и еще……ребенок должен продолжить (молоко, молоко, сыр и т.д.)

   Следующая подборка игр для вас, это игры на развитие слухового восприятия, т.е. с детских лет мы должны учить ребенка слушать звуки, как речевые, так и неречевые. На первом этапе я предлагаю вам учить ребенка слушать неречевые звуки. Например, помешиваете вы ложкой в бокале, а ребенок в это время с закрытыми глазами должен угадать, что это за звук, или закрываете вы крышкой кастрюлю. Сейчас мы с вами попробуем. Я буду воспроизводить на ноутбуке неречевые звуки, которые мы слышим на кухне, и не только на кухне, а вы должны отгадать, что это за звуки. (Отбивают мясо, звонок в дверь, в кастрюлю наливают воду, чистят зубы, заворачивают в газету, трут на терке, сбивают венчиком, зажигают спичку, в бокал наливают воду, точат ножи).

    Так же можно поиграть в игры на развитие слухового восприятия. Например, сегодня понедельник, и вы просите ребенка поучаствовать в составлении меню на понедельник. Сегодня нужно приготовить те блюда, которые начинаются на звук [П или Пь] (пюре, плов) и т.д. со всеми днями неделями. В этой игре ребенок обогащает свой словарный запас  и заодно вы учите, повторяете дни недели.

     Другая игра: вы можете ребенку предложить убрать со стола или помыть посуду, в названии которых есть звук [Ч ](чашка, чайник), а потом со звуком[Л](вилка, ложка, тарелка)/

    Другая ситуация, пришли вы с магазина и попросите назвать ребенка те продукты, в которых есть звук [Р], из тех что вы купили. Если ребенок затрудняется, задайте ему наводящий вопрос (н/р, я купила каРтошку или лук, т.е. выделяю голосом), как вы думаете, что ответит ребенок?

     Так же я предлагаю вам игры на обогащение словаря. Н/р., даете вы ребенку апельсин и просите рассказать все о нем. Нужно назвать слова, которые описывают апельсин (цвет, форма, на вкус). Так можно играть с любым овощем и фруктом.

    Следующая игра «Один-Много». Н/р., показываете вы ребенку лимон(1)и спрашиваете, что это, а если я покажу 2 лимона, в одной руке яблоки, а в другой яблоко.

    Также можно предложить ребенку поиграть в игру «Повар»

     Показываю картофель и спрашиваю: «Что мы можем приготовить из картофеля? Если приготовили пюре из картофеля, то, как оно будет называться (картофельное), если салат (картофельный), если начинку (картофельная). Итак, можно играть с любым овощем и фруктом.

    Так же вы можете знакомить детей с посудой на кухне. Н/р., показываете половник и просите объяснить, для чего он нужен. Вы сами как ответите? (кастрюля, сковорода).

     Так же на кухне есть предмет, которые называют сложные слова и вы их должны объяснить, познакомить ребенка. Н/р., предмет, который крутит мясо (мясорубка), предмет, который кофе мелет (кофемолка), предмет, который сок выжимает (соковыжималка) и т.д.. Так же на кухне есть слова, которые не изменяются (кофе, какао). Вы должны ребенка учить правильно, употреблять их в речи. Давайте попробуем составить с этими словами предложения.

     Вот по таким принципам вы можете заниматься с ребенком на кухне. Но вы должны запомнить, что логопедические игры это не только способ нейтрализоваться, но это еще возможность поучаствовать в развитии речи своего ребенка. Ведь от того насколько вы много уделяете внимания своему ребенку, зависит его успех в дальнейшей жизни.

    Уважаемые родители, что бы вам легко было работать дома с детьми, я для вас приготовила памятки, где расписаны игры и упражнения, которые вы можете проводить на кухне. Так же информацию можно найти в интернете, на логопедических сайтах, или в наших альбомах Теремковой.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

              

 

©2019г., Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
359450 Россия, Республика Калмыкия, Октябрьский район, поселок Большой Царын, улица Матросова 5

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.