Источник: https://skazka.nubex.ru/4963/5283/6660/6686/

«Методические рекомендации по использованию нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР»

 Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, а также развитию зрительно-моторной пространственной координации

1.Игра с игрушкой Антистрессом Pop-it.

     Перед ребенком два Pop-it. Инструкция ребенку: «Нажимай двумя пальцами одновременно и говори звук [ш], дальше нажимай и говори прямые слоги (ша, шо, шу, ши, шэ), далее говорим обратные слоги (аш, ош, уш, иш, ыш,эш)». Далее проговариваем слова (шапка, шахта, шайба, шары, шампунь, шалун), словосочетания (пшенная каша, вишневый компот, школьный портфель, шоколадные конфеты, шерстяная шапка, широкое шоссе). Также можно предложить ребенку посчитать предметы с заданным звуком. Тоже самое можно сделать и с словосочетанием.

2.Игра с разноцветными стаканчиками.

     1 вариант игры. Перед ребенком стаканчики красного цвета. Говорим ребенку: «Сейчас ты будешь говорить слог са и одновременно двумя руками строить башни.» Также игру можно провести со словами (сова, сахар, самокат, собака, самолет, сапоги) и словосочетаниями. 2 вариант игры. В этом варианте игры ведется работа по дифференциации звуков. Перед ребенком стаканчики красного и зеленого цвета. Говорим ребенку: «Сейчас ты будешь строить башни и говорить слоги. Красные стаканчики – это слог са, зеленые – слог за». Тоже самое проводим со словами (сайка-зайка, суп-зуб, сойка-Зойка, сойти-зайти, слой – злой).

3.Игра с массажными мячиками.

   Даем инструкцию ребенку: «Возьми мяч в правую руку. Будем перекладывать мяч из одной руки в другую и одновременно считать транспорт до 5». Например, одна машина, две машины и т.д. Следующая инструкция: «Будем передавать два мяча по диагонали друг другу и играть в игру «Один-много». Я буду называть один предмет, а ты много, например один автобус – много автобусов». Следующая инструкция: «Будем передавать два мяча друг другу и играть в игру «Скажи наоборот», например большой – маленький, высокий – низкий, тонкий – толстый, добрый – злой, легкий – тяжелый, грязный – чистый».

 

4. Игра с цветными ладошками.

     Перед ребенком вразброд лежат разноцветные ладошки и круги из фетра. Инструкция: «Нажми на ладошки (задействованы обе руки) и скажи звук [ж], нажми на кружочки скажи [з], далее дифференциация звуков в слогах жа-за, аж-аз, далее   в словах жал-зал, вязать-бежать, базар-пожар.»

5. Игра с использованием массажных ковриков.

     Педагог раскладывает коврики, например два и говорит ребенку: «Придумай слово со звуком [р] из двух слогов». Например роза. «А теперь наступай на коврик и называй каждый слог». И так далее.

Перед ребенком три коврика. Педагог дает ребенку инструкцию: «Составь предложение из трех слов и прошагай каждое слово по коврикам».

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1661371822_34-klubmama-ru-p-geim-dzhuliya-podelki-antistress-foto-39.jpg

https://i.ytimg.com/vi/dgSfc0sMSzg/maxresdefault.jpg

https://myslide.ru/documents_7/cf9417e4645844da6c34a9d409fde660/img2.jpg

 

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645408516_3-kartinkin-net-p-ladoshki-kartinki-6.jpg

"Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста"

Консультация на тему: «Артикуляционная гимнастика для старших дошкольников».

   Мы правильно произносим и четко звуки родного языка хорошей благодаря работе артикуляционного аппарата, его дифференцированной и подвижности работе различных органов. В нашей звуки речи быстро сменяют друг друга, нужно поэтому уметь быстро менять положение артикуляционного органов аппарата.
  Артикуляционный аппарат развивается у сразу не ребенка, а постепенно в течение жизни малыша и речевой его практики.
Для всех детей возраста дошкольного полезны артикуляционные упражнения, которые формированию способствуют точных, четких, дифференцированных движений артикуляционного органов аппарата. Для этого используется гимнастика артикуляционная.
  Цель артикуляционной гимнастики.
  Цель гимнастики артикуляционной – отработка определенных положений органов аппарата артикуляционного, необходимых для правильного произношения родного звуков языка; развитие подвижности, точности, дифференцированности, координированности движений органов артикуляционного аппарата.
проверить Как подвижность органов артикуляционного аппарата у   Подвижность
ребенка? органов артикуляционного аппарата необходима произношения для звуков родного языка. Существуют движения базовые, которые нужны для произношения звуков всех родного языка. Именно об этих сейчас мы движениях и поговорим.
   Сначала нужно выяснить, ребенок ли может сделать их по отдельности, а затем – может ли быстро, плавно и легко переключиться от одного движения на ему, другое противоположное.
  Ниже даны основные, упражнения базовые артикуляционной гимнастики, в которых можно подвижность тренировать органов артикуляционного аппарата. Проведя упражнения данные с ребенком, Вы также сможете проверить и насколько, оценить развит у него артикуляционный аппарат.
гимнастика Артикуляционная: шесть основных упражнений.
Упражнение 1. Трубочка – Улыбка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
ребенка Попросите растянуть губы в улыбку, при резцы этом должны быть обнажены (видны), то улыбка есть должна быть широкой.
Упражнение 2. Открой и дверцу закрой.
  Как выполнять артикуляционное упражнение:
движение Первое: Зубы должны быть сомкнуты, улыбке в губы. Резцы обнажены (улыбка широкая). «закрыта Дверца».
Второе движение: Зубы разомкнуты (два на примерно сантиметра), губы в улыбке, резцы Дверца. «обнажены открыта».
Движения в артикуляционном упражнении происходит: чередуются то смыкание, то размыкание зубов. Двигается челюсть нижняя. При этом в движениях не должны губы участвовать. Нижняя челюсть не должна выдвигаться Дверцы.
Часики 3. Упражнение.
  Как выполнять артикуляционное упражнение:
делаем Сначала упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты два на примерно сантиметра, губы в улыбке, резцы Затем.
обнажены опросите ребенка высунуть язык и правому к повернуть углу рта. Затем сделать то же левому, но к движение углу рта.
Нужно чередовать языка движения вправо-влево. При этом находятся губы в улыбке, нижняя челюсть не должна вправо передвигаться или влево.
Лопатка 4. Упражнение. Иголочка.
  Как выполнять артикуляционное Движение:
упражнение 1. Положить широкий расслабленный язык на губу нижнюю. Губы в улыбке, резцы обнажены, открыт рот.
Получилась «Лопатка»
Качели 5. Упражнение.
  Как выполнять артикуляционное упражнение:
Поднять 1. Движение широкий кончик языка к бугоркам за зубами верхними (к альвеолам), губы в улыбке, резцы рот, обнажены открыт.
Движение 2. Попросите ребенка широкий опустить кончик языка за нижние зубы, улыбке в губы, резцы обнажены, рот открыт.
В нужно упражнении чередовать движения широкого кончика вверх языка и вниз.
Упражнение 6. Кошечка.
  Как выполнять упражнение артикуляционное:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы рот, обнажены открыт. Нужно приблизить широкий языка кончик к нижним резцам.
Движение 2. Кончик отодвинуть языка по дну рта назад вглубь подъязычной к рта связке. При этом задняя спинки часть языка должна быть выгнута упражнении.
  В вверх нужно чередовать движения языка назад- вперед. При этом губы находятся в резцы, улыбке обнажены, нижняя челюсть не двигается.
  Как оценивать выполнение упражнений артикуляционных ребенком?
Артикуляционная гимнастика дает только результат в том случае, если упражнения правильно выполняются, точно, с плавными переходами. Если отслеживая ее не делать технику выполнения упражнений, «для она», то галочки не достигает своей цели.
При ребенком выполнении артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
движений Плавность – движение выполняется без перерывов и легко, толчков, плавно, без подёргиваний.
  Дифференцированность движение – движений выполяется только языком без движений сопутствующих других органов ( губ, нижней Равномерность).
челюсти и симметричность движений – движения выполняется влево симметрично и вправо.
  Четкость – ребенок знает, правильно как выполнять это упражнение, как в должны упражнении быть расположены губы, зубы, действует как язык, старается выполнить движения точно, четко, в полном объеме.
Точность – достижение упражнения результата. Достигнуто необходимое положение языка, Устойчивость.
губ – ребенок может удержать достигнутое губ положение и языка под счет взрослого. взрослый Сначала считает от одного до пяти. Затем удерживания длительность положения постепенно увеличивается до десяти.
умение – Переключаемость быстро, плавно, легко многократно одного от переходить движения к другому при сохранении качества высокого выполнения упражнения.
  Обязательно говорите его о ребенку достижениях, сравнивая выполнение упражнений сейчас и раньше: что у него уже лучше получаться стало, что пока не получается и над дальше чем будем работать, к чему стремиться.
правильно Как проводить артикуляционную гимнастику? Полезные Как.
советы лучше посадить ребенка рядом с время во собой артикуляционной гимнастики?
  Во время артикуляционной ребенок гимнастики должен сидеть, а не стоять или полу на лежать или бегать. Лучше, если он сидеть будет не дома на диване, а перед зеркалом на опорой с стульчике .Во время выполнения упражнений артикуляционной ребенок гимнастики должен видеть в зеркало свое. Если зеркала большого нет, то можно давать ребенку зеркальце маленькое, что удобно в домашних условиях при или проведении гимнастики с несколькими детьми .

  Также ребенку должно быть видно хорошо Ваше лицо, когда Вы показываете.
   Проводить гимнастику ежедневно нужно. Так как когда идет новых отработка движений, то они обязательно должны становиться, закрепляться привычными, прочными, всё более и точными более и лёгкими.
  Время на артикуляционную гимнастику – минут 3-5 примерно. Очень удобно делать ее перед или завтраком утренней гимнастикой.
  Упражнения только не проводятся в медленном или среднем, но и в быстром так, темпе как движения уже хорошо привычны и отработаны для ребенка.
 Отрабатываются все артикуляционной комплексы гимнастики.
С детьми шести лет делается акцент на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную включаются гимнастику упражнения на дифференциацию разных звуков.
  Артикуляционные упражнения должны ребенка у получиться сразу или нет?
  Как сначала, правило упражнение у ребенка получается не очень Его. хорошо движения напряжены, нет легкости и Затем. плавности постепенно по мере тренировки напряжение выполнении при упражнений исчезает, возрастает координированность уходят, движений ненужные сопутствующие движения, движение более становится симметричным.
  Если у ребенка несмотря на старания Ваши всё равно не получаются движения они или выполняются несимметрично (по отношению к правой и половине левой лица), то лучше всего обратиться к Также. логопеду к логопеду следует обращаться, если у долго ребенка не отрабатывается плавность, точность и устойчивость органов движений артикуляционного аппарата.
  Что делать, ребенка у если не получается артикуляционное упражнение? Если у получается не ребенка артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не расстраиваться надо самой! Нельзя также говорить что, ребенку у него не получается! Иначе он просто дальше откажется заниматься. Ведь для малышей гимнастика артикуляционная – это настоящая нагрузка и тренировка.
всего Лучше:
1) Сразу же сказать ребенку о том, этом в что упражнении у него уже получается: «какая, Видишь красивая у тебя улыбка!» , «Твой широкий язычок! Молодец!», похвалить за это.
2) Затем ребенку показать упражнение еще раз, заострив том на внимание нюансе, который он не понял и которые получается не еще. И поставить новую задачу – «Это у тобой с нас уже получается. А теперь мы будем язычок учить… (называем, чему конкретно).

                            Спасибо!!!

«Закрепление и автоматизация поставленных звуков для старшего дошкольного возраста»

После постановки звука наступает этап введения  звука в речь ребенка, т.е автоматизация звука. При нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап:  «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.  «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - ой!  Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок  мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

    Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных, но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

    Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идёт дольше.

    В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.  В легких случаях каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

     Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:

Звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить  положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают  назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»  (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

     Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же ребёнок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог  - как будто  никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю  хорошо, а в жизни как привык».

     «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.  Логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

    На логопедических занятиях и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.  Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.  Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а  «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе,  читать стихи на празднике,  быть взрослым…»  и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень   важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.   «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого  ребенка на определенного собеседника».

    На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.  Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения.

  Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

  Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звука в слогах.

 

   Прежде всего проводится включение звука в слоги. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Автоматизация звуков в словах.

  Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:

- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);

- «Назвать слова по картинке»;

- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).

  Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука в предложениях.

  Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

У Сани длинные усы.

Саня катается на самокате.

У Сони новые осенние сапоги.

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

 

Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

 

Советы

   Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.

Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.

Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).

    Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Игра «Чего не стало?».

   Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

  Игра «Что изменилось?».

   Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

  Игра «Что лишнее?».

   Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

   Игра «Слова вокруг нас».

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).

   В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

   Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.

Игра «Найди ошибку».

   Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

 

   В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

  Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)

Спасибо за внимание!

«Причины речевых нарушений у дошкольников»

 Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

          Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  Они не соответствуют возрасту говорящего;

   Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

   Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

   Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

   Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

   Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

         Причины нарушений: слабое соматическое состояние; замедленное психофизическое развитие; отягощенная наследственность, травмы; неправильное строение органов речевого аппарата; невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте; двуязычие в семье и др.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте двух лет должно следующее:

  • Ребенок не говорит простых предложений («Дай мяч»);
  • Не показывает на картинках знакомые предметы;
  • Говорит «в нос»;
  • Воспринимает не речевые звуки (стук, свист), но не понимает речь;
  • Не задает вопросов («Где мама?»);
  • Ему не интересно слушать сказки, песни, стихи;

· Когда малыш говорит, у него раздуваются щеки, кончик языка высовывается между зубами, а речь получается с хлюпающим или свистящим оттенком.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте трех лет должно следующее:

  • У ребенка хлюпающая речь;
  • Ребенок заикается;
  • Очень мало говорит, старается объясняться мимикой, жестами;
  • Не составляет предложений, состоящих из нескольких слов;
  • Ребенок не понимает, что ему говорят;
  • Всегда внимательно смотрит на рот говорящего, не слышит, когда его зовут из другой комнаты;
  • Не различает звуки (телефона, телевизора);
  • Ребенок неохотно общается со сверстниками, замкнутый.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте четырех лет должно следующее:

  • Ребенок не задает вопросов;
  • Не может пересказать то, что ему читают, рассказать, что было в детском саду;
  • Неправильно произносит большинство звуков;
  • Другие люди не понимают речь малыша;
  • Речь ребенка неразборчивая, невыразительная, гнусавая;
  • Ребенок не отвечает на вопросы: «что?», «когда?», «почему?»;
  • Не строит предложения из трех-четырех слов;
  • Не рассказывает, что он нарисовал;

· Ребенок не может объяснить словами, что он хочет или что с ним случилось.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте пяти лет должно следующее:

  • Речевое развитие осталось на уровне ребенка четырех лет;
  • Ребенок не может запомнить наизусть короткое стихотворение, считалку;
  • В речи допускает много ошибок (типа: два глазов, много ротов);
  • Не составляет предложения из 5-6 слов;
  • Не рассказывает сверстникам или взрослым, что он нарисовал или хотел нарисовать;
  • Даже с помощью картинок плохо пересказывает знакомые сказки, рассказы;
  • Неправильно понимает смысл слов или фраз окружающих.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте шести лет должно следующее:

  • Речь ребенка монотонная и невыразительная;
  • Допускает в речи ошибки характерные для детей более младшего возраста;
  • Не может сам пересказать знакомую сказку;
  • Не хочет играть в речевые игры («Доскажи слово», «Угадай звук»);
  • Не может составить рассказ по картинкам или описать событие из своей жизни;
  • Не может удерживать внимания на теме разговора, перескакивает с одной темы на другую.

         Для предупреждения недостатков речи необходимо: следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм; своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки; не допускать хронического насморка, следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т.д.; создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье; не следует наказывать детей за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

         Артикуляционная гимнастика – самый важный этап в формировании правильного звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

         Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, соломы, бисероплетение, конструкторы, мозаики и т.д.)

   Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» и пальчиковая гимнастика. Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания (штриховка, «обведи по контуру», «нарисуй такую же картинку», «продолжи узор» и т.д.)

      В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту, чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.).

 

     Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время.

    

 

Спасибо за внимание!

©2019г., Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
359450 Россия, Республика Калмыкия, Октябрьский район, поселок Большой Царын, улица Матросова 5

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.